Чанышев А.Н.
Протестантизм. М., 1969.
Протестантизм как культурно-идеологическо-политическое
явление привлекал внимание различных исследователей, однако книгу А.Н.Чанышева необходимо выделить особо, как первую и по
сути единственную в нашей стране монографию, посвященную истории протестантизма
в столь широком охвате. “Это первая попытка рассказать советскому читателю о
протестантизме в целом и о его проникновении в Россию” (1, стр.4). Сам автор
осознает свое первенство и заранее извиняется за ошибки и неточности. До книги А.Н.Чанышева в нашей стране существовала разрозненная масса
брошюр атеистического толка, в которых рассматривались отдельные направления
протестантизма, причем преимущественно баптизма, адвентизма
и меннонитства, как наиболее распространенных в нашей
стране.
Протестантизм - одно из трех
главных направлений христианства, представляющее собой совокупность
многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением
с реформацией. Это определение протестантизма, ставшее теперь расхожим и общеупотребимым,
впервые формулирует в своей книге сам А.Н.Чанышев.
Автор -
доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ, автор ряда
монографий (“Философия Анри Бергсона” (1960), “Ионийская философия” (1966),
“Курс лекций по древней философии” (1981), “Начало философии” (1987)) А.Н.Чанышев (родился в 1926 году) написал книгу в период
т.н. “оттепели” (60-е гг.), но советская идеология и советский атеизм
предопределили весьма скептическое отношение автора к предмету исследований,
что проявилось в фразах типа: “Люди, боровшиеся за свои
реальные интересы, думали, что они пекутся о правильном выполнении таинства
причащения или какой-либо другой чепухи”
(1, стр.18). И в ярко выраженном отрицании религий вообще,
которые он называет “заблуждениями” (1, стр.102), и отмечая, что “с
нашей точки зрения все религии неистинны” (1, стр.117), выражает уверенность в
том, что “настанет время, когда все религии станут достоянием истории” (1,
стр.102). Книга отвечает идеологическим требованиям момента, в ней часты ссылки
на недавно произошедшие события - Ирландской восстание 60-х. гг., например. Или
такие и подобные высказывания: “Надеемся, что воспитанник квакерского учебного
заведения Ричард Никсон воздержится от насильственных действий в годы своего президентства”.
(1, стр.173).
Изложение строится автором
от общего к частному. Он начинает с определения протестантизма, отмечает общие
признаки, характерные для всех его
разновидностей, а затем переходит к истории его происхождения и развития, рассматривает
по отдельности различные ветви протестантизма. Характерной особенностью изложения является акцент на политической
истории: большое внимание уделяется изложению истории возникновения течений,
судьбам основателей, положению в современном мире, и совсем не значительное
место занимают описания идеологических особенностей данной ветви протестантизма
- А.Н.Чанышев считает, что раз он обобщил все учение
в начале своей работы, то заострять внимание на каких-то тонких различиях в
исповеданиях не стоит. Большое место автор уделяет характеристике
экуменического движения. В особый раздел вынесена история проникновения и
распространения протестантизма в России.
Для своего исследования
автор пользуется многочисленными работами, в основном русскими и советскими, по
отдельным разновидностям протестантизма, а также в некоторых случаях - личным
опытом. Источников в собственном смысле слова
А.Н.Чанышев практически не привлекает, по
вполне понятным причинам: можно ли было в советское время с его воинствующим
атеизмом читать - хоть в подлиннике, хоть в переводе - какие-либо религиозные
тексты. Однако материал, приводимый автором в этой монографии, отличается
обширностью и разносторонностью.
Перейдем к рассмотрению
авторской концепции. Автор ставит своей целью показать протестантизм как нечто
единое, связанное общностью происхождения и некоторыми характерными
особенностями. (1, стр.4). Задача автора - дать читателям наиболее полное
представление о протестантизме. Представление о нем самого А.Н.Чанышева
имеет очень четкую структуру, которая и выявляется в тексте. Рассказ об истории
протестантизма ведется в хронологическом порядке, причем история направлений
протестантства соотносится с историей развития социально-экономических
отношений, с историей развития капиталистической формации, для которой
протестантизм является органически присущей религией и идеологией.
История протестантизма
начинается в Германии в 16 веке. Интереснейшую периодизацию протестантизма с
марксистской точки зрения видимо впервые вводит сам А.Н.Чанышев.
Вся история протестантизма делится им на два периода: протестантизм в период
домонополистического капитализма и протестантизм в период империализма. Первый
период, с 16 в. до 19 в., включает два
этапа развития: зарождение протестантизма
во время Реформации, которую А.Н.Чанышев считает
“первой буржуазной революций”, “незрелость” которой и заключалась в ее
“религиозной форме” (1, стр.18). В этот период протестантизм еще носил
прогрессивный характер (“хотя бы в социальном отношении, идеологически
прогрессивным протестантизм никогда не был” (1, стр.81)), имел антикатолическую
и антифеодальную направленность. Второй этап - с 18 века - приспособление
протестантизма к эпохе просвещения, “переход на положение обычной религии,
всегда социально и политически консервативной” (1, стр.81). В империалистический
период протестантизм становится на службу капиталистической идеологии,
выполняет психотерапевтическую функцию, действие которой А.Н.Чанышев
приравнивает к действию наркотиков (1, стр.102).
Внутри этой периодизации А.Н.Чанышев располагает историю отдельных протестантских
церквей. Приведенная ниже таблица может служить иллюстрацией представлений А.Н.Чанышева о генезисе протестантских религий, который
идет не только во времени, но и в пространстве.
Генезис протестантских религий. (1, стр.20).
XI |
КАТОЛИЦИЗМ (после распада христианства на западную и восточную церкви) |
XII- XV |
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ |
Протестантизм.
|
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ЕВРОПА |
АНГЛИЯ |
США |
XVI |
Лютеране, реформаты, анабаптисты, меннониты. |
Англикане, пуритане, пресвитериане,
конгрегационалисты. |
|
XVII |
|
Баптисты, квакеры |
Проникновение пуританизма в Северную Америку в
связи с ее колонизацией. |
XVIII |
Гернгутеры, пиетисты |
Методисты |
|
XIX |
|
“Армия спасения” |
Адвентисты, “Свидетели Иеговы”, “Христианская наука”,
Пятидесятники |
В 16 в. образование новых
религиозных форм, новых протестантских религий идет в Континентальной Европе в
период Реформации. В рамках протестантизма оформляется идеология нового класса
- буржуазии, которой он дал санкцию на преуспеяние в мирской жизни и
обогащение. “В течение второй четверти столетия выросло несколько новых церквей
: лютеранские церкви в ряде немецких земель и скандинавских странах,
реформатские церкви в швейцарских кантонах, в Голландии и т.д., меннонитские и анабаптистские секты и т.д..
Но на этом процесс формообразования на континенте Европы заканчивается”.
(1, стр.66).
“Дальнейшая эволюция
протестантизма в 17 в., образование новых форм и отпочкование их от старых продолжалось в Англии, где уже существовала такая
протестантская религия, как англиканство. Это было связано с тем, что в 17 век
- век английской буржуазной революции. А эта революция происходила в форме
религиозной борьбы”. (1, стр.66). “Внешне английская революция выглядела как
драматическая борьба кальвинизма против англиканства”. (1, стр.67). Здесь
интересно отметить, что образование новых религиозных форм связывается с
революционными преобразованиями в обществе: Реформация, во время которой возник
собственно протестантизм, и Английская буржуазная революция, во время которой
шло дальнейшее разделение протестантизма, - обе относятся к раннебуржуазным
революциям. Правда в дальнейшем эволюция протестантизма
связана не с революционными преобразованиями, а с глубокими социально-экономическими
кризисами. Религия становилась формой смягчения социального протеста.
В 18 веке - веке Просвещения
- в связи с секуляризацией культуры протестантизм испытывал тяжелейший кризис и
был вынужден перестраиваться. С одной стороны в протестантизме появилась
модернистская теология, пытавшаяся приблизить религиозные догмы к
современности, к новым естественнонаучным знаниям. “Эти отступления в области
теории в какой-то степени компенсировались возникновением антитеоретических
форм протестантизма, переносивших центр тяжести с религиозного мировоззрения и
догматики на религиозную нравственность и чувства”. (1, стр.85). Это - новые
секты (методисты и др., а ранее - баптисты и квакеры), а также течения внутри
уже существующих протестантских церквей (пиетисты, гернгутеры).
Для пиетистов, баптистов, квакеров, методистов становятся важными не
таинства-обряды, а “активная” личная вера: яркий пример - квакеры с их отказом
от обрядов и переживанием в себе святого духа, или методисты со стремлением
“методически следовать в своей жизни предписаниям христианской морали” (1,
стр.89). Кроме того, для этих направлений характерно усиление дисциплины внутри
церкви, полное подчинение рядовых членов церкви ее руководству.
В 19 веке эволюция
протестантизма продолжилась уже в США, где в связи с интенсивным развитием
капиталистических отношений росла неуверенность людей в завтрашнем дне, что
вело к обращению за утешением к религии: “Новое оживление религиозных эмоций
наблюдается в 30-х гг. 19 в., когда в развитом капиталистическом мире
разразился кризис”. (1, стр.96). В 19 в. переживает стремительный рост баптизм.
На его почве возникает адвентизм, а наблюдавшееся в
18 веке усиление внутрицерковной дисциплины
перерастает в строго централизованные военизированную “Армию спасения” и
законспирированную секту “Свидетели Иеговы”.
“В современном мире
продолжается дробление протестантизма на течения, однако для него “характерно и
стремление к укрупнению. Барьеры между протестантскими церквами теперь ослабли.
А роль мирового центра протестантизма играют США. В США находятся штаб-квартиры
баптистов, адвентистов, пятидесятников, иеговистов, квакеров”. (1, стр.109).
Стремление к укрупнению находит свое выражение в экуменическом движении, т.е.
движении за воссоединение христианства. Сам А.Н.Чанышев
очень скептически относится к возможности подобного воссоединения, справедливо
указывая, что “каждая из трех крупнейших христианских религий - католичество,
православие и протестантизм - понимают это объединение по-своему” (1, стр.178),
т.е. каждое - на своей основе, и считает экуменическое движение, как движение
за воссоединение, бесперспективным (1, стр.189). Так же понимает экуменическое
движение и В.И. Гараджа, для которого экуменизм -
“порождение кризиса христианства и способ преодоления этого кризиса”. (2,
стр.191). Но уже словарь “Протестантизм”, отмечая противоречивость и
непоследовательный характер идеологии экуменизма, подчеркивает общечеловеческий
гуманистический характер его деятельности, не затрагивая перспективы достижения
воссоединения. (3, стр.311).
А.Н.Чанышев выделяет несколько общих
для всех направлений протестантизма признаков: спасение личной верой,
священство всех верующих и абсолютный авторитет Священного писания. “Из этих
главных черт протестантизма следуют все другие его особенности”. (1, стр.10).
Однако “эти особенности наличествуют в различных протестантских религиях
по-разному, с разной степенью полноты”. (1, стр.15).
Все протестантские религии А.Н.Чанышев разбивает на две группы: церкви и секты.
Критерием, позволяющим отличать церковь от секты, состоит для него в том,
“является ли данная религиозная организация открытой или закрытой по отношению
ко всему обществу”. (1, стр.117). “Секта - закрытая, изолированная, отчужденная
группа людей, находящихся в состоянии конфликте с обществом. Если церковь
существует на основе традиций (передача веры от родителей к детям), то секты
пополняются за счет обращения в свою веру инакомыслящих или неверующих взрослых
людей. Наконец церковь делает упор на религиозную обрядность, а секта - на
религиозную эмоциональность. Протестантские религии первоначально выступали как
секты, потом стали церквями. Иногда внутри них начинается движение к обновлению
веры и возникают новые секты. Понимая
всю условность деления протестантских религий на церкви и секты, отнесем к
церквям лютеранство, кальвинизм, англиканство, а к сектам - религии меннонитов,
баптистов, адвентистов, иеговистов, пятидесятников и т.д., т.е. всю ту ветвь,
которая пошла от анабаптистов.” (1, стр.117).Все церкви и секты связаны
между собой. Это можно проиллюстрировать следующей схемой.
Лютеранство, кальвинизм
(реформатство), англиканство и анабаптизм - наиболее значимые из первоначальных
форм протестантизма. (В качестве менее важных можно назвать меннонитов, унитариев, социниан; а слившиеся кальвинизм и цвинглианство образовали реформатство).
“Анабаптизм был наиболее, а англиканство наименее последовательными формами
протестантизма, лютеранство же и
кальвинизм занимали промежуточную позиции; причем
позиция кальвинизма была более радикальная, чем позиция лютеранства. Это объясняется тем, что англиканство - продукт
королевско-дворянской, анабаптизм - народной, лютеранство -
княжеско-бюргерской, а кальвинизм - чисто бюргерской реформации”. (1, стр.23).
Остановимся более подробно
на некоторых протестантских течениях. Возьмем, к примеру
такое сложное явление как анабаптизм. Различается (в том числе и А.Н.Чанышевым) мирный и радикальный анабаптизм. Ярким
представителем радикального анабаптизма был Томас Мюнцер, а выражением этих
идей - Мюнстерская коммуна. Радикальные анабаптисты
принимали активное участие в Крестьянской войне, зачастую являлись вожаками
восставших крестьян, а потому подвергались гонениям. Основателем мирного
анабаптизма был Н. Шторх, основавший в Цвиккау первую общину. (1, стр.50). “От мирных анабаптистов
вышли меннониты”. (1, стр.54). “Меннониты произошли от анабаптистов, баптисты
от меннонитов, адвентисты от баптистов. И уже в начале империалистической
стадии капитализма от адвентистов и баптистов произошли иеговисты и
пятидесятники”. (1, стр.132).
Интересно сравнить отношение
к анабаптизму А.Н.Чанышева и М.С.Каретниковой.
Для М.С.Каретниковой Т.Мюнцер
является святотатцем (В этом плане показательна фраза: “Разорению
подвергались не только помещичьи усадьбы, но и церкви. Возмездие
пришло быстро”. (4, стр.41).), бунтовщиком и обскурантом (“Богословие Мюнцера
было очень простое: все бедные - это христиане, а все богатые - нехристи, и их
надо убивать” (4, стр.41).). А идеалом, наиболее “близким к первохристианской церкви” - евангельское движение
библейских анабаптистов в Цюрихе (4, стр.53), преемниками которого она выводит
меннонитов и баптизм. У М.С.Каретниковой совершенно
смещены оценки анабаптизма по сравнению с А.Н.Чанышевым.
Для А.Н.Чанышева и советской историографии в целом,
был очень важен Т.Мюнцер, как вождь народного антифеодального движения, а
мирные анабаптисты рассматривались как неудачливые последователи Мюнцера,
испугавшиеся правительственных репрессий. Советская наука, опираясь на
Энгельса, который характеризовал программу Т.Мюнцера как “близкую к коммунизму” и гениальную,
ценила деятельность Мюнцера выше, чем Лютера, Кальвина и др. (3, стр.12). Тогда
как М.С.Каретникова осуждает деятельность Т.Мюнцера и
Мюнстерской коммуны и превозносит богословие мирных
анабаптистов, считая их первоначальным и единственно правильным вариантом
анабаптизма. А Мюнцер, по ее мнению, просто воспользовался их “добрым именем”.
Совершенно
особым “камнем преткновения” для А.Н.Чанышева
является адвентизм, в описании которого А.Н.Чанышев ссылается на личные, и явно не очень приятные,
впечатления (характерны ссылки: “автор этих строк слышал” (1, стр.151), “это я
слышал из уст эстонского архиепископа” (1, стр.152), “как при мне говорил один адвентистский проповедник” (1, стр.153)). Эти личные впечатления
обусловили очень эмоциональное и малосодержательное описание адвентизма. Автор создает очень красочную картину
“бродяжничества в ожидании Христа” “тысяч наивных и доверчивых американцев”,
которых в 1843 году заморочили адвентисты. (1, стр. 98). Адвентисты в его
характеристиках - “не христиане” (1, стр.152), “откровенные фидеисты и
фанатики” (1, стр.151), люди, которые отвергают разум ради слепой веры. Их
мировоззрение - “созданное больной фантазией” (1, стр.152), а вера в
тысячелетнее царство божье - “очередной вариант хилиастических
бредней" (1, стр.154).
С особой страстью А.Н.Чанышев напускается на обряд омовения ног -
“установление, направленное на то, чтобы верующие продемонстрировали свое смирение
и любовь друг к другу” (3, стр.186). “Этот обряд должен символизировать отсутствие
гордыни и христианское самоуничижение. Совершив этот обряд и отметившись в
небесной книге у бога в своей любви к ближнему,
адвентист уже может быть спокоен. Эти символы любви к ближнему
заменяют у адвентиста настоящую любовь”. (1, стр.150).
Нужно отметить, что в
истории протестантизма до 19 века А.Н.Чанышев очень корректен, отдает предпочтение фактам и осторожным оценкам.
Но в рамках “империалистического” периода характер изложения меняется. На
первый план выходит не объективность, а задачи идеологии. Исторические факты начинают
приводиться как иллюстрация к оценкам, зачастую идет утрирование фатов и
догматов, подмена информации эмоциями. Например, служба у баптистов “отличается
от того, что делают в других христианских церквах так
же, как синий черт отличается от зеленого” (1, стр.144). Или: в секте
“Свидетели Иеговы” “мечтают о гибели 99,75% населения земли, а сами составляют
четверть процента. В этом факте хорошо видна человеконенавистническая сущность
этой полухристианской религии” (1, стр.161). А
пятидесятники приводятся как пример того, как “религия извращает представления
о хорошем и плохом”, используя “изуверские обряды”,
приводящие к состоянию “коллективного психоза”. (1, стр.165-166). Практически
все протестантские церкви и секты оказываются у него снабжаемыми американскими
деньгами и, как следствие, антикоммунистическими и консервативными.
Протестантские секты, согласно А.Н.Чанышеву, служат
для того, “чтобы засорять мозги среднего американца, сбивать его с толку,
отвлекать от прогрессивных движений современности и сохранить наемное рабство и
царство капитала” (1, стр.171).
Особое место в книге А.Н.Чанышева занимает история протестантизма в России.
Протестантизм в России не самостоятелен, он импортируется в нашу страну из
Европы и впервые появляется в России приблизительно в то же время, что и в
Западной Европе. История протестантизма в России делится А.Н.Чанышевым
на три периода. Первый период - до 60-х гг. 19 века, когда “протестантизм в
России существовал лишь как религия иностранцев, некогда
иммигрировавших в эту страну и был представлен тремя разновидностями -
лютеранством, реформатством и меннонитством” (1,
стр.191).
Второй период в истории
протестантизма в нашей стране - с 60-х гг.19 в. до
1917г. “В период с 1861 по 1917 в России наблюдается оживление деятельности
доморощенных сект и упрочение сект протестантских, которые уже имели такой
удобный плацдарм как меннонитские колонии”. (1,
стр.198). В этот период в Россию проникает баптизм, евангельские христиане
(разновидность баптизма), адвентизм и пятидесятничество. В этом периоде А.Н.Чанышевым
выделяются два этапа - до 1905 года и после. 1905 год выбирается вехой потому,
что 17 апреля 1905 года указом был разрешен переход из православия в
лютеранство и реформатство, что ранее категорически запрещалось. (1, стр.197).
А также по этому указу баптизм в России легализировал свою деятельность (до
1905 года баптизм жестоко преследовался). (1, стр.201).
Третий период приходится на
годы Советской власти. “В этот период в нашей стране продолжали существовать
все те протестантские секты и церкви, которые проникли в нашу страну в первый и
второй периоды, проникают также и новая, особенно опасная в политическом
отношении секта “Свидетели Иеговы””. (1, стр.205). “Протестантизм -
органическая часть нашей истории и современной религиозной ситуации”. (3,
стр.28).
Труд А.Н.Чанышева
- несомненно важный этап в истории изучения
протестантизма в нашей стране. После книги А.Н.Чанышева
столь общих работ по политической истории протестантизма больше не появилось.
Близко по идеологическому настрою к книге А.Н.Чанышева
стоит не менее интересная работа В.И.Гараджи
“Протестантизм”, где автор, в отличие от А.Н.Чанышева,
основное внимание уделяет рассмотрению не политической истории, а различным
аспектам вероучения - возникновению протестантской идеологии, ее
распространению, развитию, приспособлению к различным историческим условиям.
Книги В.И.Гараджи и А.Н.Чанышева
взаимно дополняют друг друга, поскольку у А.Н.Чанышева
ослаблено внимание к идеологии, а у А.Н.Гараджи - к
политической стороне вопроса.
В качестве
другого знаменательного события необходимо отметить вышедший в свет в 1990 году
словарь “Протестантизм”, который отличается от вышеназванных книг более
умеренными идеологическими установками, большей информативностью и максимально
широким охватом проблематики, однако мало пригоден для изучения протестантизма
как единого целого, сведенного в стройную систему, в связи с разбросанностью
материала по отдельным статьям.
Совершенно особое явление
представляет собой книжка М.С.Каретниковой “Протестантизм”.
Книга, безусловно, уступает в плане информативном всем
вышеперечисленным работам, она охватывает значительно меньший период времени -
Реформацию и возникновение первых протестантских церквей, но интерес
представляет именно взгляд автора на события: диаметрально противоположенный
атеистическим воззрениям А.Н.Чанышева, взгляд изнутри
баптистской церкви, сочетание научных знаний с религиозным чувством и
противопоставление ложных церквей и истинных.
Книга А.Н.Чанышева
- до сих пор единственная в нашей стране работа по политической и
идеологической истории протестантизма, рассматриваемого на протяжении
длительного периода. Несмотря на то, что она написана достаточно субъективно,
разделы по истории протестантизма до 20 века не потеряли своей научной ценности.
В заключение своей книги А.Н.Чанышев выражает
пожелание, чтобы изучение протестантизма как целостного явления было бы в
России поставлено на более широкую основу.
(1, стр.207). К этому пожеланию хочется присоединиться.
Список
использованной литературы.
1. Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969.
2. .Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971.
3. Протестантизм:
словарь атеиста. М., 1990.
4. Каретникова М.С. Протестантизм. Спб.,
1995.
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕЦЕНЗИЯ.
ЧАНЫШЕВ А.Н. ПРОТЕСТАНТИЗМ.
РЕЦЕНЗИЯ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ
СТУДЕНТКИ 34 ГРУППЫ
КОЛЫШКИНОЙ С.
НОВОСИБИРСК 1996.