Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969.

Протестантизм  как культурно-идеологическо-политическое явление привлекал внимание различных исследователей, однако книгу А.Н.Чанышева необходимо выделить особо, как первую и по сути единственную в нашей стране монографию, посвященную истории протестантизма в столь широком охвате. “Это первая попытка рассказать советскому читателю о протестантизме в целом и о его проникновении в Россию” (1, стр.4). Сам автор осознает свое первенство и заранее извиняется за ошибки и неточности. До книги А.Н.Чанышева в нашей стране существовала разрозненная масса брошюр атеистического толка, в которых рассматривались отдельные направления протестантизма, причем преимущественно баптизма, адвентизма и меннонитства, как наиболее распространенных в нашей стране.

Протестантизм - одно из трех главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с реформацией. Это определение протестантизма, ставшее теперь расхожим и общеупотребимым, впервые формулирует в своей книге сам А.Н.Чанышев.

Автор - доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ, автор ряда монографий (“Философия Анри Бергсона” (1960), “Ионийская философия” (1966), “Курс лекций по древней философии” (1981), “Начало философии” (1987)) А.Н.Чанышев (родился в 1926 году) написал книгу в период т.н. “оттепели” (60-е гг.), но советская идеология и советский атеизм предопределили весьма скептическое отношение автора к предмету исследований, что проявилось в фразах типа: “Люди, боровшиеся за свои реальные интересы, думали, что они пекутся о правильном выполнении таинства причащения или какой-либо другой чепухи” (1, стр.18). И в ярко выраженном отрицании религий вообще, которые он называет “заблуждениями” (1, стр.102), и отмечая, что “с нашей точки зрения все религии неистинны” (1, стр.117), выражает уверенность в том, что “настанет время, когда все религии станут достоянием истории” (1, стр.102). Книга отвечает идеологическим требованиям момента, в ней часты ссылки на недавно произошедшие события - Ирландской восстание 60-х. гг., например. Или такие и подобные высказывания: “Надеемся, что воспитанник квакерского учебного заведения Ричард Никсон воздержится от насильственных действий в годы своего президентства”. (1, стр.173).

Изложение строится автором от общего к частному. Он начинает с определения протестантизма, отмечает общие признаки, характерные для  всех его разновидностей, а затем переходит к истории его происхождения и развития, рассматривает по отдельности различные ветви протестантизма. Характерной особенностью изложения является акцент на политической истории: большое внимание уделяется изложению истории возникновения течений, судьбам основателей, положению в современном мире, и совсем не значительное место занимают описания идеологических особенностей данной ветви протестантизма - А.Н.Чанышев считает, что раз он обобщил все учение в начале своей работы, то заострять внимание на каких-то тонких различиях в исповеданиях не стоит. Большое место автор уделяет характеристике экуменического движения. В особый раздел вынесена история проникновения и распространения протестантизма в России.

Для своего исследования автор пользуется многочисленными работами, в основном русскими и советскими, по отдельным разновидностям протестантизма, а также в некоторых случаях - личным опытом. Источников в собственном смысле слова  А.Н.Чанышев практически не привлекает, по вполне понятным причинам: можно ли было в советское время с его воинствующим атеизмом читать - хоть в подлиннике, хоть в переводе - какие-либо религиозные тексты. Однако материал, приводимый автором в этой монографии, отличается обширностью и разносторонностью.

Перейдем к рассмотрению авторской концепции. Автор ставит своей целью показать протестантизм как нечто единое, связанное общностью происхождения и некоторыми характерными особенностями. (1, стр.4). Задача автора - дать читателям наиболее полное представление о протестантизме. Представление о нем самого А.Н.Чанышева имеет очень четкую структуру, которая и выявляется в тексте. Рассказ об истории протестантизма ведется в хронологическом порядке, причем история направлений протестантства соотносится с историей развития социально-экономических отношений, с историей развития капиталистической формации, для которой протестантизм является органически присущей религией и идеологией.

История протестантизма начинается в Германии в 16 веке. Интереснейшую периодизацию протестантизма с марксистской точки зрения видимо впервые вводит сам А.Н.Чанышев. Вся история протестантизма делится им на два периода: протестантизм в период домонополистического капитализма и протестантизм в период империализма. Первый период, с 16 в. до 19 в., включает два этапа  развития: зарождение протестантизма во время Реформации, которую А.Н.Чанышев считает “первой буржуазной революций”, “незрелость” которой и заключалась в ее “религиозной форме” (1, стр.18). В этот период протестантизм еще носил прогрессивный характер (“хотя бы в социальном отношении, идеологически прогрессивным протестантизм никогда не был” (1, стр.81)), имел антикатолическую и антифеодальную направленность. Второй этап - с 18 века - приспособление протестантизма к эпохе просвещения, “переход на положение обычной религии, всегда социально и политически консервативной” (1, стр.81). В империалистический период протестантизм становится на службу капиталистической идеологии, выполняет психотерапевтическую функцию, действие которой А.Н.Чанышев приравнивает к действию наркотиков (1, стр.102).

Внутри этой периодизации А.Н.Чанышев располагает историю отдельных протестантских церквей. Приведенная ниже таблица может служить иллюстрацией представлений А.Н.Чанышева о генезисе протестантских религий, который идет не только во времени, но и в пространстве.

Генезис протестантских религий. (1, стр.20).

XI

КАТОЛИЦИЗМ (после распада христианства на западную и восточную церкви)

XII- XV

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ

Протестантизм.

 

 

КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ЕВРОПА

АНГЛИЯ

США

XVI

Лютеране, реформаты, анабаптисты, меннониты.

Англикане, пуритане, пресвитериане, конгрегационалисты.

 

XVII

 

Баптисты, квакеры

Проникновение пуританизма в Северную Америку в связи с ее колонизацией.

XVIII

Гернгутеры, пиетисты

Методисты

 

XIX

 

“Армия спасения”

Адвентисты, “Свидетели Иеговы”, “Христианская наука”, Пятидесятники

 

В 16 в. образование новых религиозных форм, новых протестантских религий идет в Континентальной Европе в период Реформации. В рамках протестантизма оформляется идеология нового класса - буржуазии, которой он дал санкцию на преуспеяние в мирской жизни и обогащение. “В течение второй четверти столетия выросло несколько новых церквей : лютеранские церкви в ряде немецких земель и скандинавских странах, реформатские церкви в швейцарских кантонах, в Голландии и т.д., меннонитские и анабаптистские секты и т.д.. Но на этом процесс формообразования на континенте Европы заканчивается”. (1, стр.66).

“Дальнейшая эволюция протестантизма в 17 в., образование новых форм и отпочкование их от старых продолжалось в Англии, где уже существовала такая протестантская религия, как англиканство. Это было связано с тем, что в 17 век - век английской буржуазной революции. А эта революция происходила в форме религиозной борьбы”. (1, стр.66). “Внешне английская революция выглядела как драматическая борьба кальвинизма против англиканства”. (1, стр.67). Здесь интересно отметить, что образование новых религиозных форм связывается с революционными преобразованиями в обществе: Реформация, во время которой возник собственно протестантизм, и Английская буржуазная революция, во время которой шло дальнейшее разделение протестантизма, - обе относятся к раннебуржуазным революциям. Правда в дальнейшем эволюция протестантизма связана не с революционными преобразованиями, а с глубокими социально-экономическими кризисами. Религия становилась формой смягчения социального протеста.

В 18 веке - веке Просвещения - в связи с секуляризацией культуры протестантизм испытывал тяжелейший кризис и был вынужден перестраиваться. С одной стороны в протестантизме появилась модернистская теология, пытавшаяся приблизить религиозные догмы к современности, к новым естественнонаучным знаниям. “Эти отступления в области теории в какой-то степени компенсировались возникновением антитеоретических форм протестантизма, переносивших центр тяжести с религиозного мировоззрения и догматики на религиозную нравственность и чувства”. (1, стр.85). Это - новые секты (методисты и др., а ранее - баптисты и квакеры), а также течения внутри уже существующих протестантских церквей (пиетисты, гернгутеры). Для пиетистов, баптистов, квакеров, методистов становятся важными не таинства-обряды, а “активная” личная вера: яркий пример - квакеры с их отказом от обрядов и переживанием в себе святого духа, или методисты со стремлением “методически следовать в своей жизни предписаниям христианской морали” (1, стр.89). Кроме того, для этих направлений характерно усиление дисциплины внутри церкви, полное подчинение рядовых членов церкви ее руководству.

В 19 веке эволюция протестантизма продолжилась уже в США, где в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений росла неуверенность людей в завтрашнем дне, что вело к обращению за утешением к религии: “Новое оживление религиозных эмоций наблюдается в 30-х гг. 19 в., когда в развитом капиталистическом мире разразился кризис”. (1, стр.96). В 19 в. переживает стремительный рост баптизм. На его почве возникает адвентизм, а наблюдавшееся в 18 веке усиление внутрицерковной дисциплины перерастает в строго централизованные военизированную “Армию спасения” и законспирированную секту “Свидетели Иеговы”.

“В современном мире продолжается дробление протестантизма на течения, однако для него “характерно и стремление к укрупнению. Барьеры между протестантскими церквами теперь ослабли. А роль мирового центра протестантизма играют США. В США находятся штаб-квартиры баптистов, адвентистов, пятидесятников, иеговистов, квакеров”. (1, стр.109). Стремление к укрупнению находит свое выражение в экуменическом движении, т.е. движении за воссоединение христианства. Сам А.Н.Чанышев очень скептически относится к возможности подобного воссоединения, справедливо указывая, что “каждая из трех крупнейших христианских религий - католичество, православие и протестантизм - понимают это объединение по-своему” (1, стр.178), т.е. каждое - на своей основе, и считает экуменическое движение, как движение за воссоединение, бесперспективным (1, стр.189). Так же понимает экуменическое движение и В.И. Гараджа, для которого экуменизм - “порождение кризиса христианства и способ преодоления этого кризиса”. (2, стр.191). Но уже словарь “Протестантизм”, отмечая противоречивость и непоследовательный характер идеологии экуменизма, подчеркивает общечеловеческий гуманистический характер его деятельности, не затрагивая перспективы достижения воссоединения. (3, стр.311).

А.Н.Чанышев выделяет несколько общих для всех направлений протестантизма признаков: спасение личной верой, священство всех верующих и абсолютный авторитет Священного писания. “Из этих главных черт протестантизма следуют все другие его особенности”. (1, стр.10). Однако “эти особенности наличествуют в различных протестантских религиях по-разному, с разной степенью полноты”. (1, стр.15).

Все протестантские религии А.Н.Чанышев разбивает на две группы: церкви и секты. Критерием, позволяющим отличать церковь от секты, состоит для него в том, “является ли данная религиозная организация открытой или закрытой по отношению ко всему обществу”. (1, стр.117). “Секта - закрытая, изолированная, отчужденная группа людей, находящихся в состоянии конфликте с обществом. Если церковь существует на основе традиций (передача веры от родителей к детям), то секты пополняются за счет обращения в свою веру инакомыслящих или неверующих взрослых людей. Наконец церковь делает упор на религиозную обрядность, а секта - на религиозную эмоциональность. Протестантские религии первоначально выступали как секты, потом стали церквями. Иногда внутри них начинается движение к обновлению веры и возникают новые секты. Понимая всю условность деления протестантских религий на церкви и секты, отнесем к церквям лютеранство, кальвинизм, англиканство, а к сектам - религии меннонитов, баптистов, адвентистов, иеговистов, пятидесятников и т.д., т.е. всю ту ветвь, которая пошла от анабаптистов.” (1, стр.117).Все церкви и секты связаны между собой. Это можно проиллюстрировать следующей схемой.

Лютеранство, кальвинизм (реформатство), англиканство и анабаптизм - наиболее значимые из первоначальных форм протестантизма. (В качестве менее важных можно назвать меннонитов, унитариев, социниан; а слившиеся кальвинизм и цвинглианство образовали реформатство). “Анабаптизм был наиболее, а англиканство наименее последовательными формами протестантизма,  лютеранство же и кальвинизм занимали промежуточную позиции; причем позиция кальвинизма была более радикальная, чем позиция лютеранства. Это объясняется тем, что англиканство - продукт королевско-дворянской, анабаптизм - народной, лютеранство - княжеско-бюргерской, а кальвинизм - чисто бюргерской реформации”. (1, стр.23).

Остановимся более подробно на некоторых протестантских течениях. Возьмем, к примеру такое сложное явление как анабаптизм. Различается (в том числе и А.Н.Чанышевым) мирный и радикальный анабаптизм. Ярким представителем радикального анабаптизма был Томас Мюнцер, а выражением этих идей - Мюнстерская коммуна. Радикальные анабаптисты принимали активное участие в Крестьянской войне, зачастую являлись вожаками восставших крестьян, а потому подвергались гонениям. Основателем мирного анабаптизма был Н. Шторх, основавший в Цвиккау первую общину. (1, стр.50). “От мирных анабаптистов вышли меннониты”. (1, стр.54). “Меннониты произошли от анабаптистов, баптисты от меннонитов, адвентисты от баптистов. И уже в начале империалистической стадии капитализма от адвентистов и баптистов произошли иеговисты и пятидесятники”. (1, стр.132).  

Интересно сравнить отношение к анабаптизму А.Н.Чанышева и М.С.Каретниковой. Для М.С.Каретниковой Т.Мюнцер является святотатцем (В этом плане показательна фраза: “Разорению подвергались не только помещичьи усадьбы, но и церкви. Возмездие пришло быстро”. (4, стр.41).), бунтовщиком и обскурантом (“Богословие Мюнцера было очень простое: все бедные - это христиане, а все богатые - нехристи, и их надо убивать” (4, стр.41).). А идеалом, наиболее “близким к первохристианской церкви” - евангельское движение библейских анабаптистов в Цюрихе (4, стр.53), преемниками которого она выводит меннонитов и баптизм. У М.С.Каретниковой совершенно смещены оценки анабаптизма по сравнению с А.Н.Чанышевым. Для А.Н.Чанышева и советской историографии в целом, был очень важен Т.Мюнцер, как вождь народного антифеодального движения, а мирные анабаптисты рассматривались как неудачливые последователи Мюнцера, испугавшиеся правительственных репрессий. Советская наука, опираясь на Энгельса, который характеризовал программу Т.Мюнцера  как “близкую к коммунизму” и гениальную, ценила деятельность Мюнцера выше, чем Лютера, Кальвина и др. (3, стр.12). Тогда как М.С.Каретникова осуждает деятельность Т.Мюнцера и Мюнстерской коммуны и превозносит богословие мирных анабаптистов, считая их первоначальным и единственно правильным вариантом анабаптизма. А Мюнцер, по ее мнению, просто воспользовался их “добрым именем”.

Совершенно особым “камнем преткновения” для А.Н.Чанышева является адвентизм, в описании которого А.Н.Чанышев ссылается на личные, и явно не очень приятные, впечатления (характерны ссылки: “автор этих строк слышал” (1, стр.151), “это я слышал из уст эстонского архиепископа” (1, стр.152), “как при мне говорил один адвентистский проповедник” (1, стр.153)). Эти личные впечатления обусловили очень эмоциональное и малосодержательное описание адвентизма. Автор создает очень красочную картину “бродяжничества в ожидании Христа” “тысяч наивных и доверчивых американцев”, которых в 1843 году заморочили адвентисты. (1, стр. 98). Адвентисты в его характеристиках - “не христиане” (1, стр.152), “откровенные фидеисты и фанатики” (1, стр.151), люди, которые отвергают разум ради слепой веры. Их мировоззрение - “созданное больной фантазией” (1, стр.152), а вера в тысячелетнее царство божье - “очередной вариант хилиастических бредней" (1, стр.154).

С особой страстью А.Н.Чанышев напускается на обряд омовения ног - “установление, направленное на то, чтобы верующие продемонстрировали свое смирение и любовь друг к другу” (3, стр.186). “Этот обряд должен символизировать отсутствие гордыни и христианское самоуничижение. Совершив этот обряд и отметившись в небесной книге у бога в своей любви к ближнему, адвентист уже может быть спокоен. Эти символы любви к ближнему заменяют у адвентиста настоящую любовь”. (1, стр.150).

Нужно отметить, что в истории протестантизма до 19 века А.Н.Чанышев очень корректен, отдает предпочтение фактам и осторожным оценкам. Но в рамках “империалистического” периода характер изложения меняется. На первый план выходит не объективность, а задачи идеологии. Исторические факты начинают приводиться как иллюстрация к оценкам, зачастую идет утрирование фатов и догматов, подмена информации эмоциями. Например, служба у баптистов “отличается от того, что делают в других христианских церквах так же, как синий черт отличается от зеленого” (1, стр.144). Или: в секте “Свидетели Иеговы” “мечтают о гибели 99,75% населения земли, а сами составляют четверть процента. В этом факте хорошо видна человеконенавистническая сущность этой полухристианской религии” (1, стр.161). А пятидесятники приводятся как пример того, как “религия извращает представления о хорошем и плохом”, используя “изуверские обряды”, приводящие к состоянию “коллективного психоза”. (1, стр.165-166). Практически все протестантские церкви и секты оказываются у него снабжаемыми американскими деньгами и, как следствие, антикоммунистическими и консервативными. Протестантские секты, согласно А.Н.Чанышеву, служат для того, “чтобы засорять мозги среднего американца, сбивать его с толку, отвлекать от прогрессивных движений современности и сохранить наемное рабство и царство капитала” (1, стр.171).

Особое место в книге А.Н.Чанышева занимает история протестантизма в России. Протестантизм в России не самостоятелен, он импортируется в нашу страну из Европы и впервые появляется в России приблизительно в то же время, что и в Западной Европе. История протестантизма в России делится А.Н.Чанышевым на три периода. Первый период - до 60-х гг. 19 века, когда “протестантизм в России существовал лишь как религия иностранцев, некогда иммигрировавших в эту страну и был представлен тремя разновидностями - лютеранством, реформатством и меннонитством” (1, стр.191).

Второй период в истории протестантизма в нашей стране - с 60-х гг.19 в. до 1917г. “В период с 1861 по 1917 в России наблюдается оживление деятельности доморощенных сект и упрочение сект протестантских, которые уже имели такой удобный плацдарм как меннонитские колонии”. (1, стр.198). В этот период в Россию проникает баптизм, евангельские христиане (разновидность баптизма), адвентизм и пятидесятничество. В этом периоде А.Н.Чанышевым выделяются два этапа - до 1905 года и после. 1905 год выбирается вехой потому, что 17 апреля 1905 года указом был разрешен переход из православия в лютеранство и реформатство, что ранее категорически запрещалось. (1, стр.197). А также по этому указу баптизм в России легализировал свою деятельность (до 1905 года баптизм жестоко преследовался). (1, стр.201).

Третий период приходится на годы Советской власти. “В этот период в нашей стране продолжали существовать все те протестантские секты и церкви, которые проникли в нашу страну в первый и второй периоды, проникают также и новая, особенно опасная в политическом отношении секта “Свидетели Иеговы””. (1, стр.205). “Протестантизм - органическая часть нашей истории и современной религиозной ситуации”. (3, стр.28).

Труд А.Н.Чанышева - несомненно важный этап в истории изучения протестантизма в нашей стране. После книги А.Н.Чанышева столь общих работ по политической истории протестантизма больше не появилось. Близко по идеологическому настрою к книге А.Н.Чанышева стоит не менее интересная работа В.И.Гараджи “Протестантизм”, где автор, в отличие от А.Н.Чанышева, основное внимание уделяет рассмотрению не политической истории, а различным аспектам вероучения - возникновению протестантской идеологии, ее распространению, развитию, приспособлению к различным историческим условиям. Книги В.И.Гараджи и А.Н.Чанышева взаимно дополняют друг друга, поскольку у А.Н.Чанышева ослаблено внимание к идеологии, а у А.Н.Гараджи - к политической стороне вопроса.

В качестве другого знаменательного события необходимо отметить вышедший в свет в 1990 году словарь “Протестантизм”, который отличается от вышеназванных книг более умеренными идеологическими установками, большей информативностью и максимально широким охватом проблематики, однако мало пригоден для изучения протестантизма как единого целого, сведенного в стройную систему, в связи с разбросанностью материала по отдельным статьям.

Совершенно особое явление представляет собой книжка М.С.Каретниковой “Протестантизм”. Книга, безусловно, уступает в плане информативном всем вышеперечисленным работам, она охватывает значительно меньший период времени - Реформацию и возникновение первых протестантских церквей, но интерес представляет именно взгляд автора на события: диаметрально противоположенный атеистическим воззрениям А.Н.Чанышева, взгляд изнутри баптистской церкви, сочетание научных знаний с религиозным чувством и противопоставление ложных церквей и истинных.

Книга А.Н.Чанышева - до сих пор единственная в нашей стране работа по политической и идеологической истории протестантизма, рассматриваемого на протяжении длительного периода. Несмотря на то, что она написана достаточно субъективно, разделы по истории протестантизма до 20 века не потеряли своей научной ценности. В заключение своей книги А.Н.Чанышев выражает пожелание, чтобы изучение протестантизма как целостного явления было бы в России поставлено на  более широкую основу. (1, стр.207). К этому пожеланию хочется присоединиться.

 

 

Список использованной литературы.

1.    Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969.

2.    .Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971.

3.    Протестантизм: словарь атеиста. М., 1990.

4.    Каретникова М.С. Протестантизм. Спб., 1995.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

РЕЦЕНЗИЯ.

 

ЧАНЫШЕВ А.Н.     ПРОТЕСТАНТИЗМ.

РЕЦЕНЗИЯ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ

СТУДЕНТКИ 34 ГРУППЫ

КОЛЫШКИНОЙ С.

НОВОСИБИРСК   1996.

Сайт управляется системой uCoz