ПРОБЛЕМА РАДИКАЛИЗМА В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

Буржуазная революция - это социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя, расчистка путей для развития буржуазного государства. Буржуазные революции 17 - 18 веков вели к утверждению экономического и политического господства буржуазии. В Великой Французской революции главной задачей является решение аграрного вопроса. Важное место всегда занимают и политические задачи - уничтожение феодальной монархии, установление буржуазной республики, демократизация общественного строя. (9, стр.73-74).

Радикализм - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение основных (“коренных”) общественных институтов или политической системы. Радикализм - соотносительный термин, обозначающий разрыв с признанной традицией. (9, стр.536).

В свете этого сама революция представляется как радикальное по своей сущности явление и все деятели революции от фейянов до эбертистов и пр. являются в таком случае радикалами. Не радикальными проявляют себя лишь монархистская контрреволюция, однако и ее можно представить в виде правых радикалов - за полный возврат к старому порядку. Однако радикализм всех деятелей был различен. Цель настоящей работы - увидеть, как по-разному воплощали задачи революции отдельные течения внутри нее в период от 1789, взятия Бастилии, до сентября 1793, до конца конституционной деятельности якобинцев. И выявить, в чем проявлялся в этот период радикализм отдельных политических групп.

Карл Маркс писал: “В первой французской революции за господством конституционалистов следует господство жирондистов, за господством жирондистов следует господство якобинцев. Каждая из этих партий опирается на более передовую. Как только данная партия продвинула революцию настолько далеко, что уже не в состоянии следовать за ней, ни тем более возглавлять ее, - эту партию отставляет и отправляет на гильотину стоящий за ней более смелый союзник. Революция двигается, таким образом, по восходящей линии”. (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.8, стр.141).

В процессе революции наблюдается тенденция постоянного “поправения” достигающих власти течений внутри буржуазии. Если упрощать картину, то оказывается, что наиболее радикальной силой в эпоху революции являются народные массы(как считает большинство авторов). Пока деятели связаны с народом - они радикальны, они побеждают, потому что народ - это сила. Но как только деятели оказываются у власти - им уже незачем опираться на народ, они уже достигли всего, чего хотели. Поэтому они тутже отмежевываются от народа и начинают сдерживать движения народных масс, хотя с их помощью и пришли к власти. В этот-то момент они становятся консервативными и контрреволюционными, по мнению марксистской историографии. Те же, кто к власти еще не приобщился, чувствует себя обделенным. Чаще всего это чувство испытывают народные массы.

Классы в буржуазной революции выступают на авансцену послойно, как бы последовательно развертываясь различными слоями, их составляющими. Революционные потенции всех классов в ходе революции развиваются. Коренное различие между буржуазией и другими классами с этой точки зрения заключается в том, что это развитие происходит по мере “отпадения” от революции - одного за другим верхних слоев буржуазии и перемещение деятельно выраженного буржуазного интереса в революции к все более нижестоящим ее слоям, то есть революционность буржуазии возрастает по мере замены действия класса действиями одного лишь его низшего слоя. (1, стр.193).

Буржуазная революция -  то есть переход, происходящий на почве капиталистических отношений производства, и результатом переворота является дальнейшее развитие этих отношений. Антагонизм на базе капиталистических отношений обобщает все остальные формы социального антагонизма, сводит их к единственному основанию, его носитель - буржуазия  - обобщила в своей политической идеологии на начальном этапе революции перекрещивающиеся интересы всех “сил революции”. Другими словами, интересы буржуазии могли быть представлены как национальные интересы, и ее историческое дело - как дело общенародное не в той мере, в какой угнетенное состояние буржуазии, этого олицетворения третьего сословия, могло выразить, вместить и измерить угнетенное состояние народа.

Каждый революционный класс имел в ту эпоху свою “Жиронду” и свою “Гору”. Буржуазия 17 - 18 вв. состояла из следующих слоев:

1.    крупная торгово-ростовщическая буржуазия, генетически восходящая  частью к патрициату, частью к зажиточному бюргерству и составляющая в плане политическом правое крыло либеральной оппозиции абсолютизму;

2.    средняя предпринимательская и торговая буржуазия, генетически восходящая к бюргерству и составляющая в плане политическом - левое, “радикальное” крыло либеральной оппозиции абсолютизму;

3.    мелкая буржуазия - ремесленные мастера, мелкие торговцы, торговые ученики, клерки и др., генетически восходящие к мелкому бюргерству и в политическом плане составляющие ядро городской революционной демократии.

Перед нами не что иное, как иерархия революционности внутри класса буржуазии. (1, стр.198-200).

Эту иерархию мы можем легко увидеть во Французской революции. К первому слою относятся фейяны - конституционалисты. Они выражали интересы богатой буржуазии “старого порядка” (банкиры, откупщики, купцы - "фабриканты”, крупные землевладельцы-буржуа и крупные арендаторы, высшие чиновники) и сравнительно узкой прослойки либеральной аристократии. Эта буржуазия, тесно связанная и с дворянством, и с дворянским государством (откупа, займы, аренды), не стремилась к коренной ломке социальных отношений. Ее интересам более отвечала политика частичных буржуазных реформ и компромисса с дворянством. (7, стр.117).

 Ко второму - жирондисты, Жирондисты - в большинстве своем адвокаты, журналисты, литераторы - выражали интересы новых групп буржуазии, влияние которых теснило влияние наиболее богатых слоев буржуазии “старого порядка”. Они представляли крупную и отчасти среднюю торгово-промышленную буржуазию, развитие которой было стеснено социально-экономической структурой феодального общества и которая была заинтересована в более радикальной ломке этой структуры, но без того, чтобы поставить под угрозу престиж богатства и собственности. Их главной опорой были не парижские банкиры и откупщики, склонявшиеся, в общем, к фейянам, а богатые купцы-оптовики, судовладельцы, промышленники из крупных портовых городов юго-западной Франции, как Марсель, Бордо, Нант и др. Эта группа буржуазии была кровно заинтересована в дальнейшем расширении внутреннего и внешнего рынка для французской промышленности, в развитии свободной конкуренции и частного предпринимательства, в обеспечении полной свободы прибыли. Именно эти коренные жизненные интересы торгово-промышленной буржуазии обусловили как борьбу жирондистов с фейянами за дальнейшее углубление революции, как их воинственную внешнюю политику, так и их последующий конфликт с санкюлотами, выступавшими против неограниченной свободы частного предпринимательства, за таксацию и регламентацию торговли и прибыли. (7, стр.151-152).

К третьему слою относятся якобинцы. Вообще то к якобинцам можно причислить всех, потому что первоначально в Якобинском клубе состояли все, кто находился в оппозиции королю, но потом, после нескольких размежеваний, осталась часть, за которой и закрепилось название якобинцев или монтаньяров. О них мы и будем говорить. Среди монтаньяров выделялось и влиятельное правое крыло, выражавшее интересы части крупной буржуазии, преимущественно той, которая нажила свои капиталы в годы революции. Это были дантонисты. Существовало левое крыло, близкое к эбертистам (Бийо-Варрен, Колло Д’Эрбуа). “Центр” Горы - это робеспьеристы, которые непосредственно представляли верхние, зажиточные слои мелкой буржуазии.

 И самые крайние - санкюлоты, которых представляли эбертисты и бешенные. Эбертисты опирались на мелкособственническую верхушку плебса. Бешенные выразили настроения наиболее обездоленных среди санкюлотов, для которых даже положение рабочего централизованной мануфактуры, имевшего небольшой, но регулярный заработок, представлялось сравнительно благополучным. (8, стр.45)

Что касается социально-политических идей, то для всех деятелей французской революции было характерно отстаивание прав человека и неприкосновенности частной собственности, свободы торговли, идея общественного договора, политическое равенство. Якобинцам (робеспьеристам) и санкюлотам были свойственны идеи эгалитаризма, смягчения крайностей имущественного неравенства.  Все эти идеи получили свое выражение в конкретной практической (законодательной) деятельности всех этих течений. Можно выделить несколько пунктов, на которых останавливались все, приходившие к власти, и которых касались к власти не пришедшие. Эти пункты следующие: права человека - как основная проблема того времени, политический строй и разделение властей, а также экономическая политика и аграрный вопрос.

Итак, сравним Декларации прав человека и гражданина 1789, 1792 (проект жирондистов) и 1793. Какие права предусматривались? Несомненно, на всех них повлияла философия просвещения. Декларация 1789 года - время господства фейянов-конституционалистов в Учредительном собрании. Их декларация  провозглашает, что “люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель общества - охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”. Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности. (2, стр.112). Для жирондистов “целью всякого объединения людей в общество является защита естественных, гражданских и политических прав человека. Этими правами являются свобода, равенство, безопасность, собственность, социальная гарантия этих прав и сопротивление угнетению”. (2, стр.164-165). Очень интересно здесь разделение прав на естественные, гражданские и политические. Очевидно подразумевается, что только одна категория прав присуща человеку изначально, а права гражданские и политические он получает при вступлении в общество, построенное на основе общественного договора. Кроме того, обращает на себя внимание введение понятия равенство, которое ниже определяется как “пользование одинаковыми правами”. (2, стр.165).

Что же касается якобинской Декларации прав, то для них “целью общества является общее счастье”, а права человека, естественные и неотъемлемые, обеспечивает правительство (2, стр.216), а не общество, как для фейянов и жирондистов. “Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность”. (Д., стр.216). Равенство у якобинцев определяется как равенство по природе и пред законом. (2, стр.216).

Что можно сказать о радикализме в этих декларациях? Они во многих пунктах похожи между собой. Несомненно, большее значение играет Декларация 1789 года как наиболее ранняя. Она  первой провозгласила права человека, определила их, бывших неопределенными и непризнавемыми при старом порядке. Для своего времени она была очень значительным событием, а последующие декларации лишь дополняли и уточняли сообразно своим воззрениям ее отдельные положения.

Какой политический строй предлагали все деятели? Самым “правым” проектом нового устройства можно считать проект конституционной комиссии, доложенный Мунье и Лалли-Толендалем. Этот проект предлагал конституционную монархию, “но лишь в ее аристократической форме” (7, стр.91). По этому проекту Законодательный корпус должен был состоять из  двух палат, причем верхняя палата - Сенат - состоит из пожизненных сенаторов, предлагаемых провинциальными собраниями и назначаемых королем. Выборы представлялись многостепенными, устанавливался имущественный ценз даже для участия в первичных собраниях. Каждая из палат имела абсолютное вето в отношении другой палаты, король имел абсолютное вето в отношении каждой из палат. (5, стр.205). Однако этот проект был отвергнут.

В конституцию 1791 года вошел более демократический вариант. Согласно конституции 1791 года во Франции устанавливалась конституционная монархия с однопалатным парламентом. Для этой конституции характерно строгое и бескомпромиссное разделение властей. Парламент являлся законодательным органом, в который депутаты выбирались только “активными” гражданами[1]. Общее количество представителей распределялось между 83 департаментами в соответствии с территорией, населением и прямым налогообложением. (5, стр.209).Исполнительную власть осуществлял король. Король в качествен главы исполнительной власти обладал широкими полномочиями. Он был верховным главнокомандующим сухопутных и морских сил, он назначал послов для международных отношений. Король имел право назначать министров, но не из состава Законодательного собрания. Министры были ответственны перед парламентом за все свои действия, а король признавался не несущим никакой ответственности за свои решения. Король должен был исполнять законы, принимаемые Законодательным собранием. И, наконец, король обладал правом отлагательного вето, продолжительность которого распространялась на две сессии парламента. (2, стр. 131-132). По выражению Ж.Жореса, эта конституция была плодом сговора “наименее непримиримых представителей старого порядка и наиболее консервативных представителей нового порядка”. (Ж Жорес. Социальная история французской революции. М., 1976, т.1, стр.388).

Дело в том, что на первоначальном этапе о большем, чем конституционная монархия и не задумывались. Для Франции с ее тысячелетней традицией монархического правления  трудно было бы сразу вводить республику. Само ограничение короля конституцией уже выглядело радикальным. Это было коренное изменение существовавшего общественного устройства. Первыми, кто заговорил о необходимости установления республики, были жирондисты, которые впоследствии упорно отстаивали сохранение монархии, почему республиканизм приписывается якобинцам. Якобинцы же сначала были сторонниками ограниченной монархии, и только после бегства короля они перешли на республиканские позиции.

Каков же был идеал государственного устройства у жирондистов. Жирондистский проект конституции предлагает республику с сильной исполнительной властью и буржуазным парламентом. Исполнительную власть осуществляет Исполнительный совет республики, состоящий из 7 министров и одного секретаря.(2, стр.170). Выборы членов исполнительного совета производятся всеми гражданами республики в первичных собраниях. На каждых выборах состав совета обновляется наполовину. Член исполнительного совета может быть смещен только в случае его неправоспособности или серьезных упущений по должности. Исполнительный совет должен приводить в исполнение законы и декреты, издаваемые Законодательным собранием, а также он управляет армией и вообще занимается всем, что касается внешней политики государства. (2, стр.170-171).

Законодательная власть целиком принадлежит однопалатному, избираемому на один год Законодательному собранию. В Законодательное собрание выбирают на основе всеобщего избирательного права с возрастным цензом (21 год) и цензом оседлости (год постоянного проживания во Франции и три месяца - по месту голосования). (2, стр.162). Избирается один депутат на 50 000 избирателей. (2, стр.172). Законодательное собрание принимает законы и декреты. Но все законы и акты законодательного характера, прямо противоречащие конституции подлежат народной цензуре, т.е. утверждению в первичных собраниях. (2, стр.175).

Что касается якобинской политической системы, то это - демократическая республика со слабой исполнительной властью, полностью зависящей от сильной законодательной власти. Законодательная власть осуществлялась парламентом, избираемым на один год путем прямых выборов. Избирательное право предоставляется всем гражданам с единственным ограничением - старше 21 года. Законодательное собрание вырабатывает законы и декреты, причем законы должны выноситься на утверждение народом в первичных собраниях. Функции правительства возлагались на Исполнительный совет, в составе 24 человек, которых Законодательное собрание выбирает из списка кандидатов от каждого департамента. (2, стр.223) “На исполнительный совет возлагается руководство общим управлением и наблюдение над ним. Он может действовать во исполнение законов и декретов законодательного корпуса”. (2, стр.223). Таким образом, здесь исполнительная власть подчинена законодательной. В условиях иностранной военной интервенции конституция 1793 года не была введена в действие. В период якобинской диктатуры действовало революционное правительство. Декретом 4 декабря 1793 Национальный Конвент объявлялся “единственным центральным органом правительственной власти”. Текущее управление осуществляли комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности. Оба комитета были органами Конвента, который объединил в своих руках как законодательную, так и исполнительную власть. (5, стр.212). Таким образом осуществилось то, во избежание чего фейяны и жирондисты усиливали исполнительную власть - возникла деспотия законодательного собрания.

Конституции якобинцев и жирондистов очень схожи между собой, иногда вплоть до отдельных формулировок. Их новаторство по сравнению с конституцией 1791 года заключается в провозглашении республики, в гораздо большей роли народа в управлении государством - утверждение законов, выбор министров. Эта роль народа с еще большей силой проявилась в санкюлотском понимании демократии.

Санкюлотское понимание демократии - вопрос о монархии уже не стоял, король уже был низложен и казнен - прямая демократия. Санкюлоты и их вожаки - низшие слои, которых все авторы считают наиболее радикальной силой во Французской революции - не отвергали принцип представительных учреждений как таковых. Но они считали, что не может быть органов государственного управления, независимых от народа и народом не контролируемых. Они стояли на том, что буквально все должностные лица - и депутаты, и министры, и чиновники - должны избираться народом, контролироваться народом и отвечать перед народом. Санкюлоты объявляли своим правом право отзывать депутатов во время сессии, если его действия не устраивали избирателей. (7, стр.307-308).

Нами был рассмотрен радикализм в политически программах. Теперь перейдем к практической деятельности, и посмотрим, чья экономическая политика проявила больший радикализм.

Итак, какие стороны следует выделить в экономической политике того времени. Это развитие промышленности и торговли и аграрный вопрос. Начнем с промышленности. Экономические интересы фейянов как представителей крупной буржуазии были связаны с обеспечением свободы предпринимательства. Показательна такая преамбула к декрету: “Национальное собрание считает, что торговля является средством,  способствующим всемерному развитию сельского хозяйства и мануфактурной промышленности, и что она может достичь этого важного результата только в условиях разумной свободы”. (3, стр.37). Фейяны приняли ряд важных декретов для обеспечения единства внутреннего рынка, создания условий для свободной конкуренции. Это декрет 31 октября - 5 ноября 1790 года, которым были отменены все внутренние пошлины и введены единые и единообразные тарифы, взимаемые на всех въездах и выездах из государства. (3, стр.38). Декрет 15 февраля 1791 г. по докладу П.-Ж. Д’Алларда отменял привилегии “королевских мануфактур”, корпорации, институт мастеров, цеховые организации, мотивируя тем, что “из-за существования цехов нет больше выбора, нет конкуренции среди производителей” и от этого проигрывают в цене и качестве потребители (3, стр.39). Декрет объявлял право на труд одним из важнейших прав человека (3, стр.38) и устанавливал, что “всякий человек свободен заниматься той профессией, той торговлей, тем ремеслом, какие, по его мнению, будут соответствовать его способностям и приносить пользу его делам”. (3, стр.41). Однако декрет от 2 - 17 марта 1791 г. уточняет, что заниматься любой профессией можно  лишь приобретя патент. (3, стр.42). Декрет от 14-17 июня 1791 г. (Закон Ле Шапелье) запрещал рабочим устраивать корпорации, собираться вместе, избирать председателя, принимать петиции. (3, стр.44). Сборища ремесленников, рабочих, подмастерьев и поденщиков объявлялись направленными против свободного занятия промышленным трудом на основе свободного соглашения, они признавались “мятежными сборищами” и подлежали разгону (3, стр.45).

Фейяны усиленно защищали свободу торговли продуктами питания. Еще декретом от 29 августа 1789 года была объявлена свободная торговля зерном и мукой на всей территории страны, однако вывоз за границу хлеба был временно запрещен. (3, стр.37). Ну и что касается налоговой политики, то уже конституцией было закреплено единообразное для всех налогообложение.

Все эти реформы, буржуазные по своему существу, в значительной степени преобразили страну. Уничтожены были остатки прежней феодальной раздробленности с такими ее архаическими институтами, как внутренние таможни, особые привилегии провинций и городов. Устранены были преграды, которые создала экономическая политика “старого порядка” для развития торговли и промышленности. Путь для более быстрого подъема производительных сил страны был расчищен. (7, стр.121).

В целом в сфере промышленности законами первых лет революции был совершен глубочайший переворот в экономической жизни страны, приведший страну к капитализму. А все последующие законы лишь вносили различные коррективы сообразно с требованием политического момента и в большинстве своем связаны с продовольственной проблемой.

В законодательстве жирондистов нашли свое отражение и нужды военного времени, и необходимость обеспечить хлебом население городов. Декретами от 4, 9 и 16 сентября 1792 года разрешались принудительные реквизиции зерна у населения по твердым ценам для обеспечения хлебом  армии и городов. Однако же в декрете от 16 сентября кроме реквизиций предписывается “обеспечить выполнение законов о свободной торговле хлебом” (3, стр.82). А 8 декабря 1792 года была объявлена полная свобода торговли зерном, мукой и сухими овощами. (3, стр.92). Позицию жирондистов в вопросе о свободе торговли очень ярко выразил Ж.-М. Ролан в своем письме в Конвент 18 ноября 1792 года: “Всякое вмешательство правительства в какую-либо отрасль торговли, в какое либо производство или предприятие всегда влекло за собой крупные убытки; каждый раз, когда правительство пыталось вмешиваться в дела частных людей, устанавливая регламент по вопросу о форме и способе распоряжения собственностью, оно всегда мешало развитию индустрии и взвинчивало цены на рабочие руки и все продукты производства. Единственное, что может сделать Конвент в области продовольствия - это постановить, что он не должен применять никаких мер воздействия, что он уничтожает все ограничения и объявляет полную свободу обращения продуктов, что он покарает всех, кто посягнет на свободу торговли”. (3, стр.85-87).

Продовольственная проблема была основной в деятельности санкюлотских масс, больше всех страдавших от дороговизны. И эбертисты и бешенные уделяли большое внимание продовольственному вопросу. И те, и другие боролись за максимум, но первые -  в легалистской форме и заботились о сохранении союза между санкюлотами и горой, Коммуна и секционный актив боролись с дороговизной и скупкой организованным путем, оказывая давление на  Конвент и используя находившиеся в их руках рычаги власти, а вторые - в форме ультралевых выступлений, подрывавших политику тогдашнего “единого фронта”. “Бешенные” были бунтарями и крайними террористами. (7, стр.249). “Бешенные” видели источник общественного зла  не в частной собственности и даже не в ее неравномерном распределении, а в спекуляции, в “скупке”, причиной которой считали ошибки законодателей, допустивших неограниченную свободу торговли. Главное, что их занимало - это борьба со спекуляцией, которую они рассчитывали вести прежде всего террористическими мерами. (8, стр.45). Главная задача, стоявшая перед “бешенными” - это введение максимума на продукты. В связи с тем, что якобинцы пришли к власти благодаря союзу с санкюлотами, им пришлось под давлением народных масс принять систему максимума, которая противоречила их взглядам (они тоже придерживались свободы торговли). (4, стр. 117).

Наиболее яркое выражение желания санкюлотов получили в “Законе о продовольствии” 26 июля 1793 года. Согласно этому закону скупка объявлялась тягчайшим преступлением, карающимся смертной казнью. А все торговцы были обязаны сообщить о имеющихся у них на складах товарах и пускать их в продажу. (3, стр.118). 4 мая 1793 года Конвент принял первый закон о максимуме, а 29 сентября того же года - второй декрет о максимуме. В результате из продажи исчезло большинство предметов первой необходимости и желаемого изобилия санкюлоты не получили.

Был ли закон о максимуме такой панацеей для французской экономики, как он рисовался беднейшим слоям того времени? Советские историки видят в нем истинную революционность народных масс в отличие от буржуазии, стремившейся только к обогащению. Введение максимума ничего не дало экономике, не помогло преодолеть продовольственный кризис. Установление максимума было мерой, применявшейся еще абсолютистским правительством, а значит оно не было прогрессивным для развивающейся капиталистической экономики. Если отрешиться от требований беднейших слоев, то закон о максимуме не только не был прогрессивным, радикальным (хотя по-своему это была радикальная мера - полный отход от свободы торговли, так старательно культивируемой в течение первых лет революции), но он был тормозом для экономики.

Еще одним элементом в экономической политике якобинцев было установление прогрессивного налога. Прогрессивный налог был отражением умеренно эгалитаристских идей якобинцев. Он заключался в том, что имущество, укладывающееся в прожиточный минимум, налогом не облагалось, а имущество, превышающее этот минимум, облагалось налогом пропорционально богатству.

Важным элементом политики той эпохи была аграрная политика. Насущнейшими проблемами внутри нее была отмена феодальных повинностей, раздел общинных земель и распродажа национальных земель и земель эмигрантов. Первым декретом по аграрному вопросу был декрет от 5 - 11 августа 1789 года. Этим декретом во Франции уничтожался феодальный порядок. А “из прав и повинностей, феодальных и цензуальных, те, которые относятся к личному или вещественному крепостному праву отменялись без возмещения; все же прочие подлежали выкупу”. (2, стр.29).

Декретом от 15 марта - 3 мая 1790 года Законодательное собрание установило порядок упразднения феодальных прав и процедуру и размеры выкупа. Без всякого возмещения отменялись: почетные права сеньора, право суда, права мэнморта и серваж, лично-наследственные барщины, баналитеты, дорожные, рыночные и другие сборы, право охоты и рыбной ловли, право триажа. Подлежали выкупу ценз, шампары и ренты, пошлина, взимаемая при переходе земли в другие руки. Сумма выкупа была установлена из расчета 4-5% дохода от основного капитала ренты, а предварительно крестьянин должен был погасить все недоимки сеньору за последние 30 лет. К тому же выкуп был факультативным, т.е. он мог состояться только при наличии добровольного согласия и  со стороны крестьянина, и со стороны сеньора. (7, стр.122-123). Такое положение крестьян естественно устраивать не могло. Далее отмена повинностей все более углубляется.

Декрет от 18 июня - 6 июля 1792 года упразднял безвозмездно все казуальные, как цензуальные, так и феодальные, повинности, за исключением тех, в отношении котрых доказано, что они являются условием уступки земли. (3, стр.35).

Жирондисты приняли декрет о порядке раздельного выкупа повинностей от 20-22 августа 1792 года. Повинности, относительно которых сеньор смог доказать, что они были условием первоначальной уступки земли, разрешалось выкупать в рассрочку в течение двух лет и десяти месяцев с начислением 4% годовых. Остальные права объявлялись результатом узурпации земли сеньором и отменялись без выкупа. (3, стр.67-68).

Последним из серии законов, отменявших феодальные повинности был якобинский декрет от 17 июля 1793 года, согласно которому все феодальные и цензуальные права уничтожались безвозмездно. (3, стр.111). Этот декрет принес якобинцам славу окончательных победителей феодализма, хотя в принципе, основная работа была проделана да них, а доказать, что повинности были условием уступки земли было чрезвычайно сложно из-за отсутствия у большинства подтверждающих документов. Фактически наибольший вклад в отмену феодальных прав внесли фейяны, так как она отменили личную зависимость и часть повинностей. Можно считать, что уже декрет от 18 июня отменял все феодальные повинности, оставив для выкупа только трудно доказуемое право на землю, о котором сказано выше.

Рассмотрим теперь вопрос о разделе общинных земель. Согласно королевскому ордонансу 1669 года сеньор получил право на треть общинных земель (право триажа).  По декрету от 15 марта 1790 года право триажа отменялось, а общинам предоставлялось право возбуждать в суде иск о признании незаконными триажей, произведенных в течение последних 30 лет. Жирондисты декретом от 28 августа 1792 года подтвердили отмену триажа и в срок пять лет коммуны могли вернуть себе свои земли. (7, стр.203). Кроме того, жирондисты приняли 14 августа 1792 декрет о разделе общинных земель. Члены общины получали участки общинной земли в полную собственность. (3, стр.65). Однако этот декрет, как и принятый в тот же день декрет о продаже эмигрантских земель, был лишь политическим ходом со стороны жирондистов (7, стр.201). Им было необходимо привлечь на свою сторону крестьянскую массу, поэтому были так спешно приняты эти декреты. Ни декрет о разделе общинных земель, ни декрет о разделе земель эмигрантов не были практически реализованы, так как Законодательное собрание даже не определило порядка проведения этой аграрной реформы. (6, стр.38). Только якобинцы разработали позднее условия для разделения общинных земель, отраженные в декрете от 10 июня 1793 г. Земли здесь делятся между всеми общинниками, независимо от пола и возраста, которые получают землю в полную собственность, но не имеют право отчуждать ее в течение 10 лет. Раздел общинных земель производится по желанию половины членов общины. Разделу не подлежат дороги, площади, берега рек и морей, порты, рудники и шахты. Однако раздел не является обязательным и может быть пересмотрен в течение 1 года. (3, стр.105-107). И то, метод, предложенный якобинцами был несовершенен и при разделе земель возникала масса проблем.

Наконец, остановимся еще на одном немаловажном вопросе - распродаже национальных земель и земель эмигрантов. 3-17 ноября был принят фейянами последний вариант декрета о продаже национальных имуществ. Согласно этому декрету национальные земли продавались с торгов. Стоимость имущества вносилась в течение 4,5 лет с 5% годовых, а при покупке нужно было внести 20% стоимости. (3, стр.23). Этот порядок продаж национального имущества благоприятствовал богатым покупателям, особенно городской буржуазии, открывая лишь самые скромные возможности для средних крестьян, и полностью отстранял от покупок деревенскую бедноту.

Жирондистами 14 августа 1792 был принят декрет о распродаже эмигрантских земель. Земли должны были делиться на мелкие участки по 2-4 арпана и продаваться с торгов или отдаваться в аренду с правом выкупа. (3, стр.65). Однако, как уже говорилось, этот закон не был реально воплощен в жизнь. Принятый якобинцами 3 июня 1793 года декрет о продаже эмигрантских земель также предполагал продажу с торгов, но его главным отличием было положение о безвозмездном предоставлении участка земли в 1 арпан из фонда эмигрантских земель безземельным главам семей в тех общинах, где не было общинных земель. (3, стр.104).

Эбер, выражая идеи народных масс, предлагал поделить все земли эмигрантов и земли из национальных имуществ на мелкие участки и раздать ее беднякам. Это бы создало слой мелких собственников.

Для оценки проводимых мероприятий необходимо выбрать точку зрения. Если мы будем оценивать законы с позиции буржуа, то, естественно, законодательство фейянов и жирондистов можно считать наиболее благоприятным, приводящим страну к капиталистическому пути, решающим проблемы, поставленные революцией - слом феодальных пережитков, создание в стране единого внутреннего рынка без внутренних таможен, единое налогообложение, конституционная гарантия буржуазных прав и свобод, свобода предпринимательства. С этой точки зрения фейяны, как осуществившие коренную ломку всех феодальных пережитков как в промышленности, так и в сельском хозяйстве будут выглядеть радикальными революционными деятелями. (В смысле определения радикализма, данного в начале работы).

Но если видеть в радикализме максимальный отход даже от буржуазных преобразований “влево”, то тогда радикалами нам будут представляться “бешенные” и эбертисты. Все относительно. Те, кто нам кажется консерваторами, по отношению к более правым выступают как радикалы, а по отношению к левым - как консерваторы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.    Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции 17 -18 вв. М., 1990.

2.    Документы истории великой Французской революции. под ред. Адо А.В. М., 1992, т.1.

3.    Документы истории великой Французской революции. под ред. Адо А.В. М., 1992, т.2.

4.    Захер М.Я. Движение “бешенных”. М., 1961.

5.    История буржуазного конституционализма 17 -18 вв. М., 1987.

6.    История Франции. ред. Манфред А.З. М., 1973, т.2.

7.    Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789 - 1799. Л., 1989.

8.    Ревуненков В.Г. Парижские санкюлоты эпохи Великой Французской революции. Л., 1971.

9.    Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

 



[1] Чтобы быть активным гражданином, необходимо следующее: 1) быть французом, 2) достигнуть двадцатипятилетнего возраста, 3) прожить фактически в данном кантоне не менее одного года4) платить прямой налог в размере местной трехдневной рабочей зарплаты, 5) не быть на положении прислуги, 6) быть внесенным в списки Национальной гвардии, 7) принести гражданскую присягу.

Сайт управляется системой uCoz